Традиции и почитание
Итальянская фирма Sonus Faber исполнена традициями. Разработанные в 1983 году известным дизайнером, позднее Франко Серблином, колонки Sonus Faber широко известны во всем мире как самобытный и высокопочитаемый продукт.
Марка Sonus Faber была приобретена в 2007 году американской холдинговой компанией The Fine Sounds Group. В нее входят Audio Research, McIntosh Labs, Wadia Digital, Pryma, дистрибьюторские компании Fine Sounds Asia и Sumiko, таким образом Sonus Faber стал еще одним известным брендом, нашедшим место под внушительным зонтом. Sonus Faber стала первой из приобретенных компаний, группа Fine Sounds в течение последующих нескольких лет постепенно увеличивал свой размах под стратегическим руководством основных заинтересованных сторон, итальянской частной акционерной компании Quadrivio SGR, а также нового генерального директора Мауро Гранже. Дальнейшая реструктуризация компании, проводимая с 2014 года, ознаменовала смену корпоративного брендинга от World of McIntosh до нынешней группы McIntosh, в то время как в Нью-Йорке были созданы новые офисы и эксклюзивное пространство для демонстрации и корпоративных мероприятий, последнее известное как «The Townhouse» в модном районе Сохо.
И все же, несмотря на то, что в рамках входа под общий «бренд» кое-что изменилось, многое в компании Sonus Faber осталось неизменным. Компания по-прежнему твердо стоит на собственных традициях дизайна и создания утонченных колонок ручной работы (под руководством дизайнерской команды во главе с талантливым и страстным промышленным дизайнером Ливио Кукуцца и инженером Паоло Теццоном), отражая эхом эстетику и уникальные качества, поначалу укрепившие феноменальную репутацию продукта.
Я до сих пор помню, как много лет назад, будучи подрастающим аудиофилом, я прочитывал страницы изданий с восторженными отзывами о творениях Sonus Faber (и испытывал чувство вожделения после приобретения продукта), включая Guarneri, Cremona, Stradivari и, конечно же, Amati.
Житель итальянского города Кремона Андреа Амати был создателем первых скрипок – скрипки, альта и виолончели. Хотя аналогичную работу делали и другие мастера середины 16 века, Амати разработал и стандартизовал составляющие части и сформировал внешний вид инструментов. Его творения покупали представители дворянства и королевских домов Европы, исторические экземпляры, созданные в тот период, сегодня хранятся в музеях по всему миру. Семья Амати основала традиции, дизайн мастера Андреа Амати совершенствовался в течение последующих поколений, улучшая внешний вид инструментов и музыкальный тон. Внук Андреа Амати, Николо Амати стал учителем других гениальных мастеров, в том числе Андреа Гварнери и Антонио Страдивари (хотя факт его опеки над Страдивари до сих пор оспаривается в определенных кругах).
Sonus Faber выпустила несколько поколений акустических систем под именем Амати – Amati, Amati Homage Anniversario, Amati Futura и вот теперь героем этого обзора стала Amati Tradition. Эта новейшая реплика Аmati – топ-модель в коллекции Sonus Faber Homage ( этот продукт идет следом за эксклюзивными моделями, выпущенными ограниченными партиями, Extrema, Il Cremonese, Lilium и новой Aida).
Младшая сестра Amati Tradition, Serafino, также была исследована моим уважаемым редактором Эдгаром Крамером и получила большое одобрение. Меня предупредили о том, что мне, скорее всего, очень понравится то, что услышу я.
Итак, начнем.
Оксфордский словарь дает следующее определение слова Почтение (Homage): дань, выражение благоговения. На веб-сайте Sonus Faber представлено следующее описание коллекции акустических систем Homage.
«Коллекция Homage создана на основе ДНК Sonus Faber – это традиции высочайшего мастерства и превосходного представления звука. С появлением первых моделей в девяностые годы – Guarneri и Amati Homage стало ясно, что эта коллекция является самым образным представлением ценностей Sonus faber. Коллекция Homage Tradition – дань уважения наших современников мастерству итальянцев, создававших скрипки; сегодня классическая форма лютни, отличительный штрих дизайна продуктов Sonus faber, пересмотрена и поднята на новые высоты, обретши новую жизнь в классических линиях коллекции Homage и коллекции Lilium».
Я абсолютно искренен, когда заявляю, что сегодня я не могу придумать лучшего способа отдать дать уважения и проявить почтение к мастерству создателей музыкального инструмента, чем создавать и совершенствовать элегантные и роскошные акустические системы ручной работы, которые воспроизводят музыку с тональной верностью, музыкальностью и душой; во многом так же, как это делала семья Амати, создавая свои скрипичные инструменты. Ниже я постараюсь сделать все возможное, чтобы убедить вас, что в то время, которое мне посчастливилось провести, слушая воспроизведение Amati Tradition, я испытывал именно эти чувства … чувства истинного почитания!
Amati tradition
Amati tradition – это mid-size акустическая система напольного типа в 3,5 полосы. У передней панели колонок простая прямоугольная геометрия, в то время как боковые панели, по форме напоминающие изгибы лютни, сужаются к тыльной стороне корпуса. Если посмотреть сверху, можно заметить, что силуэт динамика действительно перекликается с формой изящного инструмента или видом поперечного сечения корпуса элегантного корабля. Вес колонок довольно внушительный – 61 кг каждая, ВхШхГ: 1176 х 411 х 512 мм. Частотный диапазон заявлен на уровне 28-35000 Гц с очень хорошей чувствительностью 90 дБ. Номинальное сопротивление 4 Ом.
Тweeter – H28 XTR-04 28 мм с шелковым куполом «Arrow Point», системой DAD, с двигателем на неодимовых магнитах и встроенной акустической камерой в форме лабиринта из натурального дерева. Система DAD помогает увеличить частотную характеристику до 35 кГц, препятствуя антифазовому поведению. При той же конструкции передней панели и аналогичной неодимовой магнитную системе, M15 XTR-04 150 мм целлюлозный СЧ-драйвер меньше по размеру, но идентичен по конструкции устройству, используемому в моделях Lilium и Il Cremonese.
Два WBOXTR-08 220 мм облегченных «сэндвич-конических» динамика украшают нижнюю часть передней панели. Они обладают выполненным из пены диффузором, покрытым двумя слоями целлюлозы, разработанными для оптимизации работы каждого драйвера для бесшовной передачи от низких до средних басов и от среднего баса до среднего уровня частоты соответственно.
Передняя панель состоит из древесноволокнистой плиты (HDF) толщиной 1,1-дюйм, обернутой в синтетическую кожу, на которой вытесненный геометрический рисунок (мыс Плато Наска) плавно отделяет динамик среднего диапазона от твиттера, что помогает разбить довольно большую, но элегантную фасцию. Толщина боковых сторон корпуса 1,2 дюйма, они выполнены из древесно-прессованной плиты, фанеры и клея, которые обрабатывают на станках и вручную шпонируют, шлифуют и покрывают 11 слоями прозрачного лака. Цвет шпона может быть традиционным – Sonus Faber красный или в более современным – венге с горизонтальными линейными вставками из клена контрастного цвета. В версиях из красного ореха используется фронтальная перегородка с черным покрытием из кожзаменителя и черная анодированная матовая алюминиевая фурнитура, подобная использованной во флагманских моделях Aida, Il Cremonese и Lilium; как версия венге фокусирует внимание на серебряной титановой матовой алюминиевой отделке и передней панели из кожзаменителя кофейного цвета. Более авангардный венге – это дань эстетике акустических систем серии Olympica, а в более общем смысле – стиль итальянских моторных лодок, вдохновивших дизайнеров на создание этой серии.
Верхняя и нижняя части корпуса изготовлены из толстых алюминиевых пластин, образующих, если хотите, металлическую корону и остов металлического экзоскелета колонок. Две шпонированные лакированные деревянные вставки установлены в боковые выемки в верхней панели, присутствует также аналогичным образом утопленные стеклянные элементы, на котором изображен логотип Sonus Faber «SF».
В толстую нижнюю пластину встроены четыре литые шипованные выносных опоры из металла и эластомера, включающие запатентованную систему ZVT (передача нулевой вибрации). Эта новая система предназначена для механического препятствования ложной передачи динамиком вибрации, заявленной как особенно эффективная в спектре 30-80 Гц.
Съемная традиционная решетка Sonus Faber выполнена из тонкой стали, она вставляется в верхнюю и нижнюю панели колонок. При установке слегка эластичные струны приходят в натяжение и получают очевидное сходство со струнами скрипки. Хотя это не уникальный прием для бренда Sonus Faber, он остается довольно эксклюзивным. Можно подумать, что, как и на деревянном инструменте, эти струны неизбежно вибрируют в ответ на движение драйверов, расположенных прямо за ними, но я ни разу не заметил, что их присутствие дает назойливый звук. Их привлекательность, делающая динамики более незаметными и, следовательно, «невидимыми» сделали их использование неотразимыми и поэтому я использовал их почти во всех моих прослушиваниях.
Расположенная вертикально серия стабилизаторов охватывает всю область парамедианов задней части корпуса, плавно соединяя элементы металлической отделки верхних и нижних пластин экзоскелета, добавляя колонкам красоту и, без сомнения, структурную жесткость. Эти стабилизаторы обеспечивают три длинных порта, образующих систему Stealth Ultraflex, предназначенную для регулирования скорости и свойств ламинарного потока воздуха через порты в попытке уменьшить турбулентность и, следовательно, искажения. Два набора хорошо обработанных и несильно затянутых фиксирующих штифтов расположены чуть ниже самого нижнего из трех портов, что облегчает установление дополнительной двухпроводной связи по желанию пользователя.
Внутри корпус укреплен шестью поперечными скобами из HDF толщиной в 1 дюйм, которые вместе с тремя портами Stealth Ultraflex разбивают корпус на три затухающие акустические лабиринтные камеры. Две дополнительные запечатанные (не портированные) камеры расположены выше и ниже соответственно верхним и нижним акустическим лабиринтным камерам.
Панель, расположенная над самым верхним герметичным корпусом, представляет собой систему TMD (настраиваемые амортизирующие грузы). Кажется, что набор из двух круговых грузов различного размера прикреплен болтами к одному из поперечных балок, колеблющихся в ответ на вибрацию и, следовательно, преобразующихся в тепло от акустической и кинетической энергии, любые посторонние вибрации из комнаты, которым удалось обойти ZVT, а также энергии, получаемой от генерации звука внутри самого динамика. Нижняя герметичная камера рядом с базой динамиков оснащена высококачественным кроссовером, установленным на частотах 80, 250 и 2500 Гц.
На сайте Sonus Faber вы можете найти множество фотографий, демонстрирующих сложный производственный процесс создания Amati Tradition. Дальнейшая навигация на сайте привела меня к паре хорошо продуманных, хотя и немного забавных рекламных видеороликов, демонстрирующих Amati Tradition.
Настройка
Amatis упакована в большие картонные коробки. Распаковать продукт было несложно, хотя потребовалось перевернуть колонки, чтоб прикрепить опоры к основаниям, а затем вернуть динамики в правильное положение. В моей комнате они заняли позицию на средней линии передней панели на 1/5 ширины комнаты от боковых стенок (около 50 см) и на 1/3 длины комнаты от передней стены (120 см) , Пришлось сделать еще несколько экспериментов, и, наконец, Amatis оказался на несколько сантиметров ближе к месту прослушивания, чем Magico S3 Mk. II, которые они заменили). Динамики работали в течение приблизительно 200 часов до того, как были сформированы окончательные выводы, в течение этого времени были опробованы различные углы наклона, чтобы оптимизировать верхний и нижний тональный баланс и свойства передачи.
Amatis поставляется с комплектом аксессуаров для каждого динамика, состоящий из руководства к пользованию, чистящих салфеток, чехлов и крепежных инструментов для ножек и опор.
Звук
Amatis сразу произвела на меня сильное впечатление, оно нарастало во время прослушивания. С самого начала чувствительность системы в 90 Дб создала эффект вовлеченности и яркость представления звука, демонстрируя динамичность и ритмическую целостность, которые усилили захватывающий опыт прослушивания произведения любого музыкального жанра и сохранили микродинамические нюансы сложных музыкальных произведений даже на самых низких уровнях громкости в ночное время.
Главное превосходство заключается в масштабности звучания и потрясающей реалистичности визуализации, в высококлассной артикуляции тонального воспроизведения и инструментальных тембров.
Amatis представила огромную звуковую сцену, которая простиралась далеко за боковые стороны корпуса, передавая также ощущение высоты и глубины. Широта звукового ландшафта позволила мне перенестись в воображении туда, где делалась запись, и обеспечила основу для восприятия соразмерности между каждым источником звука, существующим в этом пространстве.
В акустических или оркестровых записях инструменты и вокал были деликатно обрисованы с замысловатым расслоением и выделением расположения каждого элемента, полно и ясно. Вместо того, чтобы искусственно изображать каждый элемент звуковой сцены на двухмерной плоскости, Amatis представили пространство и воздух между инструментами как отчетливо различимые. Это качество лучше определяло пространственные местоположения инструментов не только внутри плоскости между динамиками, но и возвращало звуковую сцену обратно в точку схода, что помогало создать впечатление практически безграничной глубины. Это явление было полностью зависящим от записи, демонстрируя явную толерантность «Amazonia» к источнику.
Прекрасным примером оказалось прослушивание «Danse I» на Estampies & Dances Royales от Jordi Savall и Hesperion XXI. Amatis изящно передала мерцающие звуки тамбурина, наложенные на преследующее, скорбное звучание деревянных духовых и пощипывание струн, заметно отразила каждый инструмент, сохраняя при этом относительное физическое разделение и связь с границами комнаты для записи. «J’attendrai» Джанет Зейдель из альбома Comme Ci Comme Ca продемонстрировала умения Amatis без особых усилий отделить звучание ударных инструментов и сиропообразный гладкий звук саксофона друг от друга, в то время как открытость и простота молчания в начале «Amazonia» Аны Карам заставила ощутить блаженство.
Верхний диапазон Amatis звучал блестяще и широко, сладкой и расширенной, хотя и не в той степени, которую можно ожидать от некоторых алмазных или ленточных драйверов. У Amatis больше общего с мягкими и нежными качествами шелкового купола моего Dynaudio C2s, чем с алмазным бериллиевым драйвером Magico S3 Mk.IIs, однако характеристики все же где-то в спектре между ними. Эта деликатная и утонченная передача распространяется на среднечастотник и бас Amatis, что создает ощущение общей согласованности и музыкальности.
Созданная в память великого скрипичного мастера, Amatis вряд ли удивит тем с какой глубокой силой она способна определять инструментальную тональность. Звучание струн, латуни, духовых инструментов, фортепиано, вокала любого регистра и ударных инструментов неизменно воспроизводились с полным реализмом и музыкальностью. Это акустика, которая вещает сердцем, вовлекая вас в атмосферу, созданную вашими любимыми записями, передавая тон и гармоничную текстуру, которой жаждут все любители музыки. Классическая и акустическая музыка звучала в равной степени хорошо.
Так же хорошо, как классику и акустическу, Amatis, безусловно, воспроизводит все остальное. Отличные ритмические ритмы и бас-контроль в «You’ll Never Change» и «Need In Me» альбома GusGus Forever звучали превосходно. Поклонники рок-музыки, поп-музыки и электроники не будут разочарованы!
В завершение описания звучания, следует отметить, что в то время как Amatis отлично справляется с задачей воспроизведения музыкального тона, она, казалось, делает это за счет скрупулезной передачи деталей, мягко скатываясь с наивысший из частот и незначительно жертвуя максимальной плотностью баса в пользу более расширенного, развитого и закругленного звука среднего баса. Именно по этой причине можно сказать, что Amatis хорошо воспроизводит самые ужасные и резкие записи.
Вывод
Я просто влюбился в эту акустику, потому что она любит музыку. Акустическая система создана с уважением и восхищением перед художественной формой. Она, в свою очередь, отвечает взаимным уважением по отношению к вашим записям. Традиции Amatis как по форме так и функционально, беззаветно и честно отдают дань искусству, музыке, которую они воспроизводят, и инструментальные тембры, которые они так умело имитируют. Также как ювелирно созданная скрипка, она создает звук, который представляет собой музыкальный тон и цвет, выражая художественный замысел композитора и композиции, гармонию музыкантов и тонкости игровой техники в ликующей экзальтации. Во всех отношениях она соответствует имени Amatis и традициям, продолжателем которых желает быть.
Это не просто акустическая система, это музыкальные инструменты или, точнее, инструменты музыкальности!
Я не музыкант, и поэтому мои слова – все, чем я могу почтить мастеров. Я искренне надеюсь, что мне удалось передать максимальное уважение, которое я испытываю перед этим восхитительным творением.
Говорят, что если вы что-то любите, то должны быть готовы отпустить это. Так обстоит дело и с Amati Traditions, но не ошибитесь … Как и всего другого, что вы любили, и с чем расстались, вам будет их не хватать.
… Джош Гиворшнер