Идеальное место посадки для зрителя, так сказать VIP–место, всегда будет по
центру экрана (или телевизора), по продольной оси помещения.
Изначально зафиксирую, что в настоящем домашнем кинозале используется полноценный 4K проектор и специализированный проекционный экран.
Для получения правильного звучания от акустических систем – в первую очередь низкочастотного канала, постарайтесь отодвинуть кресла, диваны от задней стены, чтобы вы не слышали гулкий бас и так называемый “эффект “стоячей волны”, который возникает по задним углам помещения. Естественно, что в центральной точке просмотра кино вы ощутите по максимуму пространственное звучание системы 5.1 или 7.2.
Теперь рассмотрю подробно правильное размещение каждой колонки на примере классической системы 5.1.
Центральный канал – часто заказчик недооценивает его большую роль во всей системе. Это акустическая система, через которую транслируются все диалоги в фильме, а это немалая составляющая всего объема информации. Поэтому на данной акустике не следует экономить, и выбирать из аналогичной серии фронтальной акустической системы. Размещайте центральный канал строго по центру проекционного звукопрозрачного экрана или под телевизором, не вплотную к стене (если это возможно). Только не ставьте центральный канал очень низко от головы зрителя, тем более на пол, а также в глубине тумбы, где возникнут искажения и негативные резонансы. В редких случаях допускается установка АС центрального канала над телевизором, в этом случае его необходимо наклонить вперед к слушателю.
Касательно акустических систем левого и правого каналов, следует размещать их ближе друг к другу, не задвигая их по углам, подальше от телевизора. В таком случае в вашей комнате сохраниться полноценная звуковая картина, задуманная режиссёром. Если используется акустически прозрачный проекционный экран, фронтальная система размещается на одном уровне с центральным каналом в одной плоскости с экраном. Если экран шириной от 3м рекомендую немного поворачивать фронтальные динамики во внутрь, ближе к центральной оси расположения слушателя. Таким образом достигается самое комфортное прослушивание в домашнем кинозале, благодаря правильному размещению фронтальной системы.
А теперь раскрою один секрет об акустических системах тыловых каналов или как их ещё называют АС канала звуковых спецэффектов. Весьма часто в ограниченном пространстве ставят диван вплотную к задней стене и на этой же стене монтируют навесную акустику. Это неправильное решение, т.к. весь окружающий звук будет преобладать над другими каналами при неверно выставленном уровне для таких АС или же вообще, при высоком монтаже АС на стене их не будет слышно вообще. Следует отодвигать диван от стены на 1м. Если нет такой возможности, в качестве тыловой устанавливайте потолочную встраиваемую акустику над диваном с поворотным ВЧ динамиком. Surround каналы как правило устанавливаются от оси просмотра от 90-120 градусов. Для полочной тыловой акустики на стойках достаточно выбрать 90 градусов и направит их на слушателя. Либо монтировать такие АС на поворотных кронштейнах на стену и направлять в основное место расположения зрителей.
В случае использования заднего ряда кресел на возвышенном подиуме следует устанавливать тыловую, surround акустику на уровне более высокого ряда слушателей.
Осталась очередь за сабвуфером. Это шестая система (при схеме подключения 5.1) требующая корректной установки. Не рекомендую использовать плоские сабвуферы и навесные. Тем более прятать сабвуфер под кровать или диван. Место расположения – возле фронтальной системы, дальше от стены. Допускается еще варианты сбоку, иногда за диваном. В некоторых случаях, особенно это касается специально выделенных помещений под домашние кинотеатры, для получения полноты ощущений от басовой составляющей звуковой дорожки, возможно применение до 3-х сабвуферов, два из которых работают ещё и как басовая поддержка фронтальных акустических систем, а третий устанавливается в задней части помещения.
Можно долго и много писать о том, что представляет собой низкочастотный канал для правильного построения звукового поля, но зафиксирую главное: то, что сабвуфер обозначен как цифра после точки (5.1 или 7.1 или 9.2) не означает что это какой-то второстепенный источник звука. И именно это следует учитывать при проектировании помещения и расстановки мебели. Тем более, что сабвуферам помимо кабелей подачи сигнала, требуется также питание 220 В.
Хочу отметить, что помещения, в которых предполагается установка системы “домашний кинотеатр”, в большинстве случаев (кроме специально выделенных) мало подходят для этих целей. Иногда это гостиные – студии, совмещенные с кухонной зоной, иногда это большие комнаты, но для зоны просмотра выделяется относительно небольшая площадь, ограниченная с какой-либо из сторон стеной помещения и неограниченная с другой стороны. Наличие панорамного остекления, ниш, штор, каминов, смежных помещений с дверями или просто проёмами усложняют построение правильного звукового поля, поэтому здесь всегда имеет место компромисс между работой архитекторов-дизайнеров и работой инсталляторов аудио-видео техники. Поэтому максимальной отдачи от звука в кинотеатре можно добиться только в специально акустически подготовленных и звукоизолированных помещениях, которые изначально предполагаются под размещение “home cinema”.
В любом случае – доверьтесь профессионалам компании Home Technology Group и закажите проект домашнего кинозала у наших специалистов!
Для получения более детальных сведений обращайтесь к нам за консультацией в шоу-рум на Печерске. Я лично уделю Вам время и посоветую, как лучше всего реализовать акустическую подготовку помещения.
И пусть жизнь у Вас будет – Hi-Fi!
Приглашаю всех заинтересовавшихся за консультацией эксперта к нам в шоу-рум на Печерске.
Автор: Андрій Глемба
Мене звуть Андрій Глемба і я керую напрямком «Розумний дім» у Home Technology Group. Я відповідаю за те, щоб автоматика в будинках наших клієнтів працювала як швейцарський годинник.